УСЛОВИЯ > КАК УСТРОЕН ЧУМ

КАК УСТРОЕН ЧУМ

 

Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. По коми-зырянски он называется `чом`, по- ненецки - `мя`, по-хантыйски `нюки хот`. В русский язык слово перешло из коми языка.

 

Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.

 

Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми, энцы состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи.

 

Когда остов чума поставлен, начинают натягивать покрытия `нюки`. Два человека специальными шестами поднимают `нюки` за кармашки вверх, два других человека держат за боковые края, расправляя, натягивая их, завязывая веревки. Одновременно по команде покрытие поднимается на чум.

 

При установке зимнего чума сначала натягивали по очереди внутренние покрышки, которые крепко привязывали веревками, имеющимися на углах покрышек, причем концы веревок привязывали у оснований шестов. После этого поднимали и привязывали наружные покрышки. Для того, чтобы края `нюков` не отставали, к чуму снаружи прислоняли свободные нарты. Это также придает чуму устойчивость. Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег .

 

В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум: они испаряются от большой

температуры.

 

После установки чума, женщины застилали постели внутри . Поверх циновок клали оленьи шкуры. У самого основания шестов складывали малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возили с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем всё это сворачивалось, а на ночь хозяйка раскладывала постель.

 

Летний чум обычно строили меньше зимнего. Оленеводы выбирали более легкие материалы для его изготовления, чтобы облегчить переезд с одной стоянки на другую. В старину чум покрывали берестяными покрышками.В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке.

 

Установка чума - дело всей семьи, даже дети принимают в нем участие. При этом сохраняется определенная последовательность установки чума.

 

Фильм Тундра

 

Подробно о ненецком чуме

 

Уже много столетий споря с натиском природы, стоит древнее жилище ненцев. Для северянина с чума начинается всё: первый крик ребенка, дивный звон бубенцов на дуге его люльки, таинственные звуки бубна шамана, легенды и песни великих сказителей творцов... Чум на сегодня остается единственным видом жилища кочевого населения ненцев. Ненцы называют чум ненэй мя, что означает настоящее жилище. Перед вами образец летнего, традиционного жилища. Представляет собой конусообразную форму из жердей (шестов). От числа шестов зависят размеры чума - чем больше шестов, тем вместительнее чум. Летний чум бывает меньше зимнего. Зимние и летние покрышки для чума различаются. В настоящее время летние покрытия (нюки) шьются из брезентовой ткани или используются старые вытершиеся зимние нюки (мюйко). В таежной зоне лесные ненцы в летнее время покрывают свои чумы нюками, изготовленными из вываренных и сшитых между собой кусков бересты. В прошлом предки ненцев летние покрытия шили из кожи осетра.

 

Внутренне пространство чума разделяется на две половины. В структуре внутреннего пространства жилища определяющим является очаг. В летнем чуме очагом служит костер, располагающийся в центре чума под дымовым отверстием. Огонь имеет определенное символическое значение. Символ огня - благопожелание (мяд ту нея хабтю) - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, в значении: пусть никогда не закончится ваш род. Огонь для ненцев имеет сакральное значение. Ненцы почитают огонь. Огонь первым встречал человека при его появлении на свет и провожал в последний путь в Нижний мир. Ненецкая женщина поворачивается при родах к огню. Объяснение этому дается такое: хозяйка огня первая должна встретить нового человека.

 

Надочажное устройство чума состоит из двух горизонтальных шестов (ти), задние концы их просовываются в петли, привязанные у симзы, а передние - к шестам, образующим вход (нены). Поперек этих шестов над костром кладется деревянный (железный) стержень (пад ню), который продевается в отверстия крюка (па). Крюк служит для подвешивания чайника или котла. Благодаря таким отверстиям в крюке можно поднимать чайник выше или спускать ниже к огню. На одной половине чума расположен жилая часть, где находится спальное место.

 

Постельные принадлежности раскладываются следующим образом: сначала кладется циновка из ивовых прутьев, на неё - циновка, сплетенная из соломы. Затем стелятся оленьи шкуры, на которых спят. Подушки делаются из разных вещей - малиц, ягушек, и сверху покрываются выделанные мягкие оленьи шкуры. Одеялом служат меховые ягушки (женская зимняя одежда, в виде шубы). Постель укрывается старыми ягушками. На лето спальное место отгораживается пологом (есер), который шьется из ситцевой ткани. На день полог сворачивается в рулон и закрепляется над изголовьем постели. У каждого члена семьи свое место. У входа спит женщина - хозяйка, и на её месте всегда находится её сумочка для швейных принадлежностей - туча. На нежилой части (пелей) обычно привязываются собаки, а ближе к входу лежат готовые к растопке дрова. В этой части чума, ближе к священному углу, может находиться разная утварь, например, ведро с водой. В нашем чуме на нежилой части размещается маленький ненецкий столик (толь). На высоком столе (норам) находятся предметы кухонной утвари. В прошлом ненцы использовали в быту деревянную чашу (ямб хыдя), в которой подавали вареное мясо или рыбу. Рядом лежат ложки (ху), фарфоровые чашки для чая (сай хыдя) и тарелки (хыдя). Для вытирания чашек используется березовая стружка - варав. Традиционные черпаки (няльку) всё чаще заменяются покупными поварешками, а деревянные ложки - металлическими. Для подметания используется крыло гуся (лобак), в последнее время часто встречаются покупные веники. Необходимым предметом является колотушка (янгаць), которая применяется для стряхивания снега, пыли с обуви или одежды.

 

Составной частью чума является шест - симзы. У ненцев термин сизмы связывается с названием места за очагом (си, синякуй), который отгораживает си нянгы - священную часть чума. Женщинам запрещается переступать пространство между симзы и очагом. А маленьким детям нельзя переходить за симзы. Ненцы говорят, ребенок, нарушивший такой запрет, будет страдать энурезом.

 

Симзы является священным атрибутом ненецкого шамана. Во время камлания он сидит около симзы, его бубен обносится вокруг священного шеста. За симзы кладется культовая атрибутика, расположенная на высоком столе (норам), где рядом находится посуда и продукты.

 

Кочевой образ жизни связан с ведением оленеводческого хозяйства. Поэтому на одном месте кочевники долго не стоят. Летом перекочевки совершаются обычно через 2-3 дня.Каждая новая перекочевка сопровождается разборкой и сборкой чума. Так устроен мир тундрового населения ненцев, чья жизнь в "вечном движении".

 

Культуру ненецкого народа, его духовный мир, нравственность и психологию невозможно осмыслить, не имея представления о его жизни. Традиции и обычаи являются своеобразным источником знания культуры ненецкого народа.     Просмотр видеофильма о традиционном укладе кочевого населения ненцев.     (Просмотр любительского видеофильма "Один день из жизни в стойбище").

 

В жизни ненцев единственными и важными мерилами правил поведения людей в отношениях друг к другу, к обществу, к природе, испокон веков были традиции и обычаи, которые бережно сохранялись и передавались целыми поколениями ненецкого народа. Основу высокой нравственности всегда составляли определенные нормы человеческих отношений. Так, в тундре, в любом стойбище ненцев путник всегда найдет ночлег. В любом чуме человека обогреют, накормят, а потом только спросят кто он, откуда и куда держит свой путь. И независимо от того человек знакомый или незнакомый, хороший или плохой, хозяева встретят его по всем правилам ненецкого гостеприимства.Если когда-нибудь судьба забросит вас в тундру, в стойбище оленеводов, нужно помнить о следующих правилах. Приехав в стойбище, гости обходят все чумы и в каждом из них по правилам гостеприимства хозяйка предлагает угощение. Гость обязательно должен принять угощение, не отказаться от чашечки чая. Этим вы уважите хозяев данного чума. Если гости не зашли в какой-то чум, то его хозяин может обидеться. Авось, и принять в свой адрес, как непризнание в нем настоящего человека. Стучать не принято. Знающий человек, по внешним признакам без труда определит есть ли кто-нибудь в чуме, по дыму из трубы печки-буржуйки, по прислоненному бревну или длинному шесту к двери. Взяв одной рукой за края покрытие чума и, повернувшись через левое или правое плечо (смотря в какую сторону дверь открывается), той же рукой положить край чумовго покрытия на исходное положение. Так входят в чум все ненцы. Если в чуме одна половина нежилая, надо пройти туда и постоять, пока хозяева не пригласят сесть или пройти на жилую часть чума. В случае, если обе половины чума жилые, в ожидании приглашения надо встать или присесть на корточки у входа. Входя, здороваются : "Торова!". Когда вас пригласили, не отказывайтесь от угощения, садитесь, куда вам предложат. Площадь чума небольшая, поэтому нельзя баловаться, толкать друг друга в поисках лучшего места, разбрасывать свои вещи. За столом мужчины сидят "по-турецки" на постелях. Хозяева, как правило, стараются ставить на стол перед гостем самые лакомые угощения. Если гость остается на ночь, то обязательно готовится суп из отборных кусков свежего мяса. Это свидетельствует об уважительном отношении к гостю. Поставленная вверх дном на блюдце чашка, означает, что человек закончил трапезу. Пока хозяйка не уберет со стола, не принято вставать и уходить, чтобы, как считают ненцы, не взять с собой благополучие этого чума. А если необходимо человеку срочно выйти, то он должен обязательно прикоснуться ладонями к углу стола, чтобы "не унести" чужую удачу.

 

В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят подарки гостям. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам дарят чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку. Необходимым подарком для женщины считается даже самый маленький кусочек бобрового меха. Детям, как правило, дарят игрушки или вещи ровесника. Дарить можно всё, что угодно. Главное, в тундре нельзя отпускать гостя без подарка. В обыденной жизни ненцев выработано много правил, которые служат знаком хорошего тона. Если человек в гостях съел свои продукты, которые он принес как гостинцы, значит он жадный. Ненцы говорят, что у него "сгорит подол". Например, соседи решили поделиться частью своей добычи. В этом случае не принято возвращать посуду, в которой принесли угощения, пустой. Получившие угощение должны положить в неё гостинец, по количеству и качеству не обязательно равнозначное тому, чем их угостили. Новое содержимое посуды заменяет все слова благодарности и чувства почтительного и уважительного отношения друг к другу. Но иногда случается так, что получившие редкое угощение, посуду возвращают пустой, без какого-либо "знака благодарности". Такой поступок в тундре считается знаком плохого тона.

 

По тундровому этикету, назвать взрослого человека по имени считается большой оплошностью, в иных случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

 

Если случится вам, когда-нибудь побывать в стойбище у ненцев, то знайте, что вас встретят в любом чуме по всем правилам ненецкого гостеприимства. Эти и многие другие правила придуманы не сегодня. По ним люди тундры жили веками. Эти правила свидетельствуют об уважительном отношении ненцев друг к другу. И в настоящее время жители тундры продолжают строго следовать этим правилам. Того же они ожидают от людей другой культуры.

 

Многонационален наш мир, и сколько национальностей в нем, столь разнообразна и уникальна культура любого народа. И все мы, живущие на земле, должны с уважением относиться к культуре соседствующих с нами людей разных национальностей. И наше стремление приобщиться к общенациональным ценностям культуры сделает нас духовно богаче.